Пресс-релизы

Защищенная торговля

Активно развивающийся рынок торговых помещений тянет вверх и рынок услуг по безопасности. Торговые центры пользуются услугами охранных компаний, чтобы застраховаться от материальных и репутационных издержек, а также чтобы обеспечить безопасность собственных посетителей.

По данным Colliers International, в Петербурге действует 91 торговый центр, 42 гипермаркета, 25 DIY-центров и восемь мебельных центров площадью свыше 4 тыс. кв. м, суммарная торговая площадь составляет 3 млн кв. м. Все эти площади, как и торговые центры поменьше, охраняются либо с привлечением профессиональных предприятий, либо собственными силами сотрудников торговых центров.

Среди лидеров рынка охраны торговых комплексов эксперты называют компании An-Security, SLC-Fort, "Арес". Порой собственники торговых площадей охраняют их своими силами, однако профессиональные охранные предприятия называют подобную политику безопасности неверной, поскольку она имеет большие риски.

Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора ГК "Росохрана Телеком", называет наиболее популярными средствами безопасности, которые используются в торговых центрах, систему охранного видеонаблюдения, систему контроля доступа, физическую охрану, охранно-пожарную и тревожную сигнализации.

Руководитель направления "Недвижимость" компании "Цезарь Сателлит Северо-Запад" Ирина Серкова рассказывает, что сегодня компания предлагает собственникам торговых центров охранно-пожарную сигнализацию, комплектуемую набором датчиков, который зависит от требований к безопасности объекта. "Все датчики подключаются на скрыто установленную контрольную панель, которая в случае нештатной ситуации передает сигнал в диспетчерский центр. Сигнал может быть передан по телефонной линии, каналу VPN GPRS и выделенному интернет-каналу. Дублирование каналов повышает надежность связи и обеспечивает точное и своевременное реагирование на тревожную ситуацию. Приняв сигнал, оператор незамедлительно извещает соответствующие службы, в компетенцию которых входит данный случай — МВД, МЧС, "аварийку". Всегда на дежурстве и собственные экипажи реагирования "Цезаря". При установке системы видеонаблюдения информацию с камер может получать владелец объекта или собственная служба безопасности", — поясняет госпожа Серкова.

Евгений Плотников замечает, что в торговом центре, помимо обеспечения безопасности служебных помещений, мест общего пользования, коридоров и арендуемых площадей, в защите нуждаются и отдельные помещения, любые пристройки, а также банкоматы и терминалы, распложенные на входе и в холлах центра.

Александр Ионов, коммерческий директор "S.A.Ricci — Санкт-Петербург", партнер, рассказывает, что в общих зонах торгового комплекса устанавливается система видеонаблюдения, которая подразумевает наличие разнообразных камер и регистраторов. "В торговых помещениях арендаторы устанавливают дополнительные средства охраны: сигнализационные устройства (пультовая охрана, тревожная кнопка), собственные системы видеонаблюдения. В крупных современных торговых комплексах начинают применять инновационные средства охраны. Например, в одном из торгово-развлекательных комплексов Петербурга установлены специальные датчики, которые распознают эмоции людей. Далее информация с них поступает операторам, которые начинают наблюдение за указанным человеком и в случае необходимости передают соответствующую информацию сотрудникам службы безопасности", — говорит господин Ионов.

Традиционно плата за использование общих систем охраны для арендаторов включена в операционные расходы.

Наиболее оперативным и надежным способом реагирования на сигналы тревоги Евгений Плотников называет реагирование силами групп задержания вневедомственной охраны полиции. "Около 300 экипажей профессионально подготовленных и вооруженных полицейских ведут круглосуточное дежурство во всех районах города и области и прибывают на объект в течение нескольких минут. Обладая необходимыми полномочиями, полицейские пресекают правонарушения и проводят необходимые мероприятия в кратчайшие сроки, обеспечивая надежную защиту имущества собственников", — поясняет господин Плотников.

Уровень безопасности торговых помещений повышается с развитием технических решений. Например, интернет-провайдер ТКТ предлагает варианты дистанционного видеомониторинга офисов, складских и торговых помещений. "Мониторинг осуществляется с помощью системы беспроводных сенсоров и обеспечивает полный контроль офисного пространства, оперативно отсылая владельцу информацию о событиях, происходящих в офисе в период его отсутствия. Система настройки позволяет выбрать индивидуально для каждого номера телефона те оповещения, информация о которых необходима его держателю. Например, на номер начальника охраны могут поступать только сообщения о тревожных случаях, на номер директора — только уведомления об активации/деактивации системы для контроля времени открытия офиса", — рассказывают в компании ТКТ.

Охранные предприятия чаще всего используют зарубежное оборудование фирм DSC, Jablotron, Paradox, CADDX. Наиболее крупные охранные компании ведут разработки собственного оборудования. Стоимость оборудования и его монтажа зависит от производителя, размеров и сложности охраняемого помещения, уровней риска.

По оценке Евгения Плотникова, диапазон цен на услуги пультовой охраны достаточно широк и может колебаться от 1,5-2 тыс. до 5-7 тыс. рублей в месяц за помещение внутри торгового центра.

"Конъюнктура рынка диктует свои правила, и, несомненно, услуги охраны сегодня становятся доступнее, чем, например, два года назад", — считает Ирина Серкова.

Дмитрий Шмидт, генеральный директор компании "Арес", говорит, что обычно управляющие компании, которые занимаются эксплуатацией торговых площадей, уже имеют свои частные охранные предприятия (ЧОП) или создают их специально под открытие торговых площадей.

Александр Ионов говорит, что выбор охранного предприятия зачастую проходит еще на начальном этапе строительства комплекса путем проведения тендера или конкурса.

Евгений Плотников называет стандартной ситуацию, когда в одном торговом центре услуги представляют несколько частных охранных предприятий. Объясняется это в том числе тем, что крупные якорные арендаторы предпочитают работать в большинстве своих точек с одним партнером.

По оценке Дмитрия Шмидта, чаще всего техническая охрана является индивидуальным решением арендатора. "Он может заключить договор с любым охранным предприятием. Общая площадь всего торгового центра находится под физической охраной одного ЧОП", — говорит господин Шмидт.

Евгений Плотников называет правилом ситуацию, когда в торговых центрах управляющие компании предоставляют арендаторам централизованные услуги охраны. "Безусловно, есть исключения. Например, объекты, относящиеся к категории повышенного риска, например, банки или ювелирные салоны. Они предпочитают пользоваться услугами вневедомственной охраны", — рассказывает представитель компании "Росохрана Телеком".

По данным Александра Ионова, чаще всего арендаторы заключают локальный договор с той компанией, которая осуществляет охранную деятельность в других магазинах сети.

Материал опубликован в Газете "КоммерсантЪ" №73 от 25.04.2013

Ссылка на электронную версию издания: http://www.kommersant.ru/doc/2177500